СМЕРШ — военная контрразведка, занимавшаяся защитой Вооруженных сил и других войск от иностранных агентов. Никаких специальных органов по борьбе с иностранным шпионажем у России в начале XX века не было, контрразведка велась нерегулярно, от случая к случаю, и ограничивалась эпизодическими разоблачениями иностранных агентов. Военная контрразведка в Советской России была создана в 1918 году как Особый отдел Всероссийской чрезвычайной комиссии. Впоследствии ее названия менялись не раз.
СМЕРШ. Начало
Особенно масштабные реформы в структурах советской контрразведки стали назревать накануне Великой Отечественной войны. Когда итоги Сталинградской битвы окончательно развеяли миф о непобедимости немецких войск и создали условия для стратегического наступления Красной армии, а противник, не смирившись с этим, наращивал активность в подготовке и заброске агентов за линию фронта, была проведена реорганизация органов военной контрразведки. Целью было максимально приблизить их к решению насущных задач, стоявших перед военным командованием.
Сталинградская битва показала, что работа военной контрразведки в составе НКВД недостаточно эффективна, а в условиях войны советское руководство не могло позволить себе ошибок. Звучное название (аббревиатура от лозунга “Смерть шпионам!”) новому подразделению дал сам Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин, но изначально народный комиссар госбезопасности Всеволод Меркулов предложил ему назвать “СмерИнш” — “Смерть иностранным шпионам”. Новый орган, получивший название “СМЕРШ”, был создан 19 апреля 1943 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР. Начальником Главного управления контрразведки (ГУКР) назначили Виктора Абакумова.
Одновременно с армейским СМЕРШ аналогичные организации были созданы на флоте, они подчинялись лично наркому Военно-морского флота Николаю Кузнецову. Кроме того, отдел военной контрразведки появился в НКВД, в подчинении у наркома внутренних дел Лаврентия Берии. Подчинение лично Сталину и другим военно-политическим руководителям серьезно ускоряло принятие тех или иных управленческих решений по контрразведывательной линии. Впервые свою силу СМЕРШ продемонстрировал во время Курской битвы. Благодаря работе контрразведки для гитлеровцев остались тайной планы советского военного командования, а диверсионная активность в тылу советских войск была сведена до минимума.
Следует при этом помнить, что противостояли советским контрразведчикам весьма опытные и изобретательные противники из спецслужб Германии, в том числе из абвера — немецкой военной разведки. К началу 1943 года агентов для заброски в советский тыл готовили около 200 немецких разведшкол. То, что их деятельность в итоге не смогла оказать существенного влияния на ход войны, — это целиком и полностью заслуга СМЕРШ. В том же 1943 году абвер и служба безопасности СД разработали план, согласно которому в советском тылу предстояло развернуть полномасштабную гражданскую войну, разыграв “национальную карту”. Калмыкия, Северный Кавказ, Казахстан, Крым, по замыслу немецких разведчиков, должны были стать ареной, на которой радикальные националисты нанесут удар в спину СССР.
Прибыл куда надо
Осень 1943 года. Советская контрразведка получила информацию о высадке немецких агентов в прифронтовой зоне, ее точное место определили по закопанным парашютам. Для того чтобы найти чужаков, стали опрашивать местных жителей. Один из них, пожилой косарь, рассказал о том, что накануне у него спрашивали дорогу двое подозрительных солдат.
“Странные они были. Обычно солдаты грязные, форма мятая, а у этих все выглаженное, лица откормленные. Я у них покурить попросил, думал, махорки отсыплют, а они сигарету дали”, — сказал крестьянин. Он запомнил цифру 12 на мешке одного из бойцов. Контрразведчики выяснили, что похожий солдат, якобы прибывший с пополнением из Тамбова, находится в запасном полку. С ним решили побеседовать, и быстро выяснилось, что якобы родной Тамбов солдат вообще не знает. Вскоре его на очной ставке опознал и пожилой косарь. Тогда агент раскаялся, упал в ноги контрразведчикам и стал умолять о пощаде, заодно пообещав сдать всю свою группу, включая старшего: тот носил форму капитана Красной армии.
“Капитана” нашли быстро. К тому моменту он успел получить распределение в штаб 32-го армейского корпуса, но контрразведчики оказались там раньше него. Сам агент добрался до штаба на попутке. Спрыгнув с автомобиля, он подошел к стоящим у штаба военным, снял фуражку и панибратски спросил: “Здорово, ребят! Здесь штаб 32-го корпуса? Я куда надо прибыл?” “Куда надо”, — ответили встретившие его офицеры СМЕРШ.
Собрать ценную информацию для вермахта “капитану” было не суждено.
Воевали как все
Накануне Курской битвы германское командование не знало ни дату, ни направление удара Красной армии, а Ставка Верховного Главнокомандующего заблаговременно и в полном объеме обладала информацией о вражеских планах. Поэтому внезапный контрудар советских частей ранним утром 5 июля 1943 года для гитлеровских генералов явился полной неожиданностью. Аналогичные условия удалось создать перед прорывом блокады Ленинграда, проведением Белорусской, Ясско-Кишиневской и других операций.
В первые годы войны немецкие спецслужбы не считали человеческий ресурс из военнопленных и жителей оккупированных территорий, а потому могли закидывать на советскую территорию тысячи агентов. Эту тактику абвера в СМЕРШ называли “настройкой машины на широкий помол”. Лишь к концу войны в Третьем рейхе осознали свои многочисленные провалы и эффективность советской военной контрразведки, а потому сменили тактику: стали тщательнее подходить к выбору агентов. Теперь новых шпионов готовили из тех, кто запятнал себя кровью и связями с немецкими оккупационными властями.
Особенно ценились бывшие полицаи, участвовавшие в боях с партизанами. Они знали, что на освобожденных территориях СМЕРШ ведет охоту на бывших пособников нацистов, а потому терять им нечего.
Сотрудники СМЕРШ не только вели оперативную работу, но и принимали непосредственное участие в боях: ходили в атаки, нередко в случае гибели командира брали на себя командование подразделениями, руководили выводом личного состава из окружения. Они вместе с внутренними войсками принимали основное участие в подавлении антисоветского националистического подполья: “лесных братьев”, ОУН (Организация украинских националистов, запрещена в РФ), УПА (Украинская повстанческая армия, запрещена в РФ) и прочих организаций. Одновременно им приходилось выполнять массу других мероприятий: проводить допросы военнопленных, расследовать факты дезертирства, членовредительства, нарушений в скрытом управлении войсками, разбираться со случаями разгильдяйства отдельных должностных лиц, по вине которых несвоевременно поставлялись боеприпасы, пища, медикаменты.
Возрождение возможно
Но случались у СМЕРШ и провалы. Главным из них считается гибель генерала армии Николая Ватутина. 29 февраля 1944 года он вместе с сопровождением на двух машинах выехал в расположение 60-й армии, чтобы проверить ход подготовки к очередной операции. В одном из сел их ждала засада Украинской повстанческой армии (УПА, запрещенная в России экстремистская организация). Генерал Ватутин принял бой вместе со своими офицерами, но в ходе перестрелки получил ранение в бедро и вскоре скончался. Служба агентов СМЕРШ была крайне опасной. Для того чтобы понять насколько, достаточно знать один простой факт: средний срок службы оперативника составлял три месяца. По истечении этого времени агент, как правило, выбывал в связи с ранением либо погибал.
Свои последние боевые задачи сотрудники СМЕРШ выполняли в ходе советско-японской войны. В августе-сентябре 1945 года контрразведчики принимали участие в разгроме Квантунской армии в Маньчжурии. Их целями становились здания японских спецслужб и секретная документация, хранившаяся там в сейфах. Благодаря этим данным было выявлено и захвачено множество агентов и пособников японцев.
К концу сентября 1945 года военными контрразведчиками было арестовано 317 официальных работников японских военных миссий в Маньчжурии, 349 их агентов, 569 сотрудников японской жандармерии, 380 руководителей и активных участников антисоветских организаций, 172 изменника Родине. В 1946 году контрразведка СМЕРШ прекратила свое существование: ее сотрудники вошли в состав 3-го управления нового Министерства государственной безопасности (МГБ) СССР.
Но сегодня в России об этой легендарной организации вспомнили вновь. 9 января 2023 года советник временно исполняющего обязанности главы ДНР Ян Гагин предложил воссоздать военную контрразведку времен Великой Отечественной войны уже в современных условиях. Не исключено, что рано или поздно она действительно будет возрождена.
Закончилась короткая, но славная история военной контрразведки как особой отдельной структуры. Однако сама армейская контрразведка не прекращает свою работу ни на один день даже в условиях мирного времени.
Подготовлено совместно с пресс-службой УФСБ РФ по Чувашии
Апрель 2025 |