Эксперты рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Общероссийского народного фронта провели в регионах мониторинг доступности среднего профессионального образования (СПО). По оценке опрошенных экспертами ОНФ родителей, требуют внимания такие вопросы деятельности СПО, как связь с работодателями, производственная практика, трудоустройство студентов и другие. Эксперты Народного фронта отмечают, что от их решения зависит эффективность и престиж системы среднего образования, задача которой дать стране необходимое количество высококвалифицированных рабочих кадров.
В исследовании приняли участие более 2,3 тыс. родителей, имеющих детей от 14 лет в 85 регионах РФ. У большинства опрошенных дети учатся в средней школе – 33%, 21% – родители старшеклассников, еще 5,6% – сообщили, что их ребенок уже получил образование.
Многие родители (32%) пока не определились, где их ребенок будет продолжать образование после окончания школы, полагаясь на его самостоятельный выбор. Еще 23% – отметили, что это будет зависеть от результатов окончания обучения, 14% – нацелены на определенную профессию, а будет ли это вуз или техникум, не так важно. На поступление в вуз нацелен каждый пятый ребенок, а на поступление в колледж или техникум – каждый десятый. При этом родители, заинтересованные в том, чтобы их ребенок получил рабочую профессию, готовы платить за обучение в среднем около 86 тыс. руб.
Мнение родителей о среднем профессиональном образовании разнятся. Кто-то считает, что колледж или техникум по сравнению с вузом обеспечивает более низкий уровень подготовки и предоставляет выпускникам скромные карьерные возможности. Некоторые родители, напротив, убеждены, что поступать в вуз следует только после получения среднего профессионального образования, поскольку это дает выпускнику определенные преимущества на рынке труда.
Из числа тех, чьи дети продолжают образование после окончания школы, половина рассматривали возможность получения их ребенком среднего профессионального образования. Однако в этих случаях дети предпочли учиться в вузе, считая это более престижным и перспективным. Почти 40% респондентов не рассматривали такую возможность, и треть из них – по той причине, что нужная специальность отсутствует в колледже или техникуме.
«Доступность среднего профессионального образования зависит прежде всего от того, насколько информированы старшеклассники и их родители о системе СПО. Ранее ОНФ добился возможности для учащихся школ получать рабочую профессию без обязательного окончания девяти классов. Как показал наш опрос, об этом не знает треть родителей при том, что эта информация для них оказалась очень интересна. Всего 2,5% опрошенных прямо заявили о том, что ребенок может не осилить программу девятого класса. А еще 4% сами готовы поддержать возможное решение ребенка не получать аттестат об общем образовании, а идти получать профессию как можно раньше. Важно следить за тем, чтобы эти дети не выпадали из системы образования, и чтобы колледжи по всей стране были готовы удовлетворять этот спрос», – отметила руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
Респондентам было предложено оценить доступность обучения в колледже по десятибалльной шкале. Самую высокую оценку (10) родители чаще всего ставили по показателю наличия бюджетных мест (в среднем 7,4 балла), транспортной доступности (7,3), финансовой доступности и благоустройства в образовательной организации (по 7,6 балла). При этом на низший балл (1) чаще всего оценивалось наличие общежития (в среднем 6,9 балла).
Самую высокую оценку респонденты дали показателю перспектив дальнейшего обучения, трудоустройства (в среднем 7,6 балла), уровню развития способностей и компетенций (7,4), обеспеченности педагогическими кадрами и уровню их подготовки (7,4), уровню материально-технической базы (7,3), предметным знаниям обучающихся (7,2), условиям организации обучения детей с ОВЗ и инвалидов, детей из малообеспеченных семей, детей-сирот (6,9 балла). При этом чаще всего самую низкую оценку респонденты давали показателю наличия у образовательной организации связей с работодателями (6 баллов).
Важную роль в среднем профобразовании имеет производственная практика студентов. Из числа опрошенных родителей 70,2% отметили, что у их детей есть возможность ее проходить, 12,8% – заявили об отсутствии такой возможности, а еще 17,8% респондентов затруднились ответить.
Следующим актуальным вопросов является трудоустройство выпускников колледжей и техникумов. По мнению 36,2% опрошенных родителей, более половины выпускников образовательной организации, где учится их ребенок, трудоустраиваются после окончания обучения. При этом 25,5% респондентов уверены, что работу находят почти все выпускники. Однако 10,6% опрошенных отмечают, что трудоустраиваются менее 50% выпускников, а 27,7% родителей такой информацией не располагают. Однако, по мнению почти половины родителей, их дети захотят работать в своем регионе, причем в трети случаев останутся, даже если не смогут быстро трудоустроиться.
Ранее ОНФ выходил с инициативой по созданию малых инновационных предприятий в системе СПО. Это, как считают эксперты ОНФ, позволит образовательным организациям коммерциализировать результаты своей интеллектуальной деятельности, а также трудоустраивать выпускников.
«Будет правильно, если студент колледжа или техникума уже со второго курса получит возможность не только проходить практику, но будет трудоустроенным, начнет выполнять реальные заказы и получать за это денежное вознаграждение. Это повысит интерес к профессии, даст импульс к самосовершенствованию. Сегодня каждый регион должен стремиться к тому, чтобы обеспечивать потребности своего рынка труда собственными рабочими кадрами, в том числе из перечня 50 новых, перспективных и востребованных профессий. Кроме того, нужно продолжать развивать инфраструктуру среднего профессионального образования и интенсифицировать работу с родителями, поскольку именно они оказывают существенное влияние на выбор профессии. В этих условиях мы в ОНФ не поддерживаем изменения госпрограммы «Развитие образования», связанные с сокращением государственного финансирования профобразования, а также исключением мероприятий по модернизации его инфраструктуры», – заключила Духанина.
Ноябрь 2024 |